Юсуф Зу-Нувас (Масрук)

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
(перенаправлено с «Юсуф Зу-Нувас»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Stub W.svg Внимание!
Эта статья содержит неполное, одностороннее или необъективное описание, однако её предмет должен быть освещён в Традиции.

Вы можете помочь Проекту, переписав её в энциклопедическом стиле. Спасибо.

Юсуф Зу-Нувас (Масрук) — последний царь независимого Химьяра[1]; ок. 515?–25. Имел титул "Царя Саба, Зу-Райдина, Хадрамаута, Яманата и прочих арабов". Иудей, известен войной с христианами, геноцидом христиан.

Биография[править | править код]

Как видно из надписей полководца Юсуфа, Шарахила Иакбула, воцарение (второе?) Юсуфа должно было произойти, очевидно, осенью или зимой 516, когда, возможно, вспыхнули первые антихристианские волнения, инспирируемые Зу-Нувасом, и в Зафаре (Дафаре; Тафаре) был побит камнями Павел, епископ Наджрана.

Царь Масрук Зу-Нувас, сместивший и убивший Мадикариба Зу Шанатира (Кания Януф Ду-Шанатир), эфиопского ставленника, принял Иудаизм, и назвался Йусуфом / Юсуфом. Хроника Сеерта, заимствующая из истории Бар-Сахды, утверждает, что мать Зу-Нуваса была пленной еврейкой из Нисибина. С отцовской стороны Масрук принадлежал к химьяритской царской династии, потомков которой Зу Шанатир пытался уничтожить. Зу-Нувас поддерживал отношения с еврейскими законоучителями Тверии, бывшей в то время главным еврейским центром в Эрец-Исраэль. По арабским источникам его подданные тоже приняли Иудаизм.

В 484 в Византии вспыхнуло восстание самаритян. Оно было подавлено, а за ним последовали антисемитские законы императора Зенона (474–91).

„Книга химьяритов" утверждает, что при Масруке Зу Нувасе, царе-гонителе, состояли лица, бывшие «иудейскими священниками из Тивериады». Эти связи городов Аравии с центром евреев после разрушения Иерусалима Тивериадой отмечены и Симеоном Бетаршамским. Последний жалуется на то, что

иудеи, которые живут в Тивериаде, посылают от себя священников из года в год и от времени до времени и поднимают мятеж против христианского народа химьяритов.


Издевательства над евреями творимые в проклятой Богом и людьми Византии, вызвали глубокое возмущение в еврейском Химьярском государстве. Юсуф Зу-Нувас ограбил и казнил византийских купцов в ответ на то, «что в римских странах угнетают евреев».

В отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и сожжение синагоги в Византии Юсуф Зу-Нувас вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией. Последняя потерпела большие убытки, так как «ромейские торговцы проезжают через химьяритов в Аксум и во внутренние государства индов». «Ромейские купцы» ездили в Аксум «через химьяритов2, чтобы вести торговлю. Но Димн (Юсуф Зу-Нувас), царь химьяритов, убил их и отобрал все, что у них было. Действия эти повторялись, «так были убиты многие, так что объял ужас многих и они воздерживались ездить, и прекратилась торговля царств внутренних индусских и кушитских».

От этих действий выигрывали конкуренты христианских купцов – евреи и персы.

Приостановив византийскую торговлю с Индией и Ираном, он спровоцировал войну с царём Аксума Элесбой (Элла Асбаха; Айдуг), который понёс колоссальные убытки из-за прекращения торговли. Элесбоа прислал сначала «ноту протеста» («Ты плохо сделал, что убивал торговцев-христиан ромейских, ты прекратил торговлю и задержал пошлины моего царства и других царств. Особенно же ты повредил моему царству» – сказал царь Аксума Юсуфу), а затем захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Зафар (Тафар) и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Византийский император Юстин I (518–27) и александрийский патриарх Тимофей подстрекали христианский Аксум к походу против «гнусного и незаконного еврея».

Таким образом, в промежутке между июлем и сентябрём/октябрём 517 царь Аксума (Эфиопии) Элла Асбаха, под смехотворным предлогом защиты аравийских христиан, высадил свои войска в Мухване.

Зу-Нувас спасся бегством, собрал сторонников и зимой 517?, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару (Зафар). Юсуф воспользовался нехваткой продовольствия у врагов и осадил переметнувшиеся к ним города Зафар и Наджран.

Сброд горе-крестоносцев заперся в крепости Тафар (Зафар). Гарнизон сражался отчаянно, и евреи не смогли взять город штурмом в бою. Тогда Юсуф предложил эфиопам покинуть Тафар, обещав отпустить их на родину, поклявшись Адонаем, небесным сводом и Торой. Письмо передали 2 еврейских священника из Тивериады и 2 христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. 300 глупых воинов эфиопского гарнизона со своим главой Эба Баватом вышли за стены, сдались и были перебиты непримиримым борцом за еврейское дело.

Взяв Тафар, Юсуф сжёг церковь с оставшимися 280 эфиопами, приказал уничтожить всех христиан, перебил всех кого мог и разослал приказ христианам принимать Иудаизм.

После взятия Зафара (Тафара), Юсуф захватил Мухван, отправив местных христиан к Иисусу, в т.ч., главу города Харита (Аретаса) ибн-Калеба (518).

Затем одна часть войска Юсуфа осталась в районе Мухвана, где согласно надписи Шарахила, укрепляла оборонительные сооружения на побережье на случай возможной высадки аксумитов (эфиопов), другая (в конце 517 или начале 518) совершила рейд на Наджран.

Всю страну он очищал от церквей и христиан-мракобесов. Епископ и весь церковный клир были казнены. Тем, кто не принимал истинной веры, царь-праведник лично ломал кости и отрубал конечности, после чего неверных придавали закланию, ведь искоренение беззакония во всякое время приятно Господу.

В надписи одного из полководцев Юсуфа, Шарахила Иакбула, сообщается, что войска Юсуфа перебили в приморском городе Мухване всех жителей и сожгли церковь. Всего, как свидетельствуют надписи этой поры, было убито более 13 тысяч христиан.

Покорив приморские области, царь в 518 захватил Наджран (Найран; Негран), лежавший в глубине п-ова, и подверг репрессиям местных христиан.

Войско Шарахила лишь блокировало дорогу, ведущую из Наджрана на север, и ограничилось на этот раз требованием заложников, которые после неудачных попыток прорвать блокаду и были наджранцами выданы. С прекращением летних муссонов 518, когда можно было не ожидать высадки эфиопов, в ноябре 518 Юсуф прибыл к Наджрану со всем войском.

Зу-Нувас отправил сначала послание жителям, упрекая их в мятеже против законного властителя, и этнарх города и всей области Харит (Арефа) вывел было всех боеспособных христиан ему навстречу (с целью покаяния и сдачи), но услышав о жестоких расправах в Тафаре найранцы вернулись за стены. Посланные в Найран войска не смогли взять город, Юсуфу пришлось со всеми военачальниками и основной армией его осадить. Появился он неожиданно, захватив жителей предместий врасплох, свободных перебил, рабов раздарил сторонникам, предместья выжег. Но и многодневная осада с применением осадных орудий результата не дала, и тогда Зу-Нувас предложил горожанам заплатить ему выкуп «по элкаде с души», что и было исполнено: к нему вышли 150 виднейших граждан, доставив 130 талантов золота. Юсуф принял их, не проявив жестокости, но упрекал их, говоря: «Почему вы восстали против меня? И разве вам неизвестно, что я ваш царь?». Вскоре по требованию народных масс ворота города были открыты и Наджран сдался. Юсуф поголовно истребил богатые христианские кланы, правившие городом (около 770 человек).

Сохранилось послание о победе Юсуфа, оправленное его союзнику, царю соседнего арабского царства:

я воцарился над всей землей химьяритов... Я убил 280 священников, которых нашёл... и я сделал их церковь нашей синагогой. Затем... я отправился в Негран, город в их государстве. Я осаждал его в течение нескольких дней и не взял. Тогда я дал им клятвенное обещание, считая, что не следует быть верным христианам, моим врагам. Я схватил их, с тем чтобы они принесли мне своё золото, серебро и имущество. И они доставили это мне, и я взял это. Я спросил относительно их епископа Павла; они сказали мне, что он умер, но я им не поверил, пока мне не показали его гроб. Смердели его останки, и я сжёг их, а также церковь, священников и всех, кого нашёл укрывающимися в ней. А прочих я принуждал, чтобы они отреклись от Христа и от креста, но они не захотели, ибо они исповедовали, что он Бог и Сын Благословенного, и они избрали для себя смерть ради Него... и я приказал убить всех их знатных. Привели к нам их жён, и мы сказали им, чтобы они отреклись, видя смерть своих мужей за Христа, пожалели бы своих сыновей и дочерей, но они не захотели. Дочери Завета (монахини) стремились, чтобы сначала убили их, но жёны знатных разгневались на них и сказали: нам следует умереть после наших мужей. И все они были убиты по нашему приказу, кроме Румы, жёны того, кто собирался быть там царём. Мы... убеждали её, чтобы она отреклась от Христа и осталась жить, жалея своих дочерей, и что она сохранит всё, что имеет, если станет иудейкой... я всяческими хитростями убеждал её отречься от Христа, чтобы она только сказала, что Он человек, а не Бог, но она не захотела. Одна же из дочерей выбранила нас за то, что мы это говорили... Я же приказал для устрашения прочих христиан, чтобы распростерли их на земле, и её дочери были избиты так, что кровь у них пошла изо рта. После этого была отсечена у неё голова.

Представителем верхушки города был Харит (Арефа), – «один из благородных», т.е. представитель верхушки города и тяготевшей к нему области была; состоявшей видимо сплошь из христиан. Юсуф уничтожил не только верхушку города, но и жителей-христиан, клириков и монахов, – как мужчин, так и женщин. Часть казненных была заживо сожжена в церквах, другие были казнены за городом.

В «Книге химьяритов» пространно рассказано о предпринятых истязаниях и казнях во время пребывания там Масрука (гл. 9–24, 26–27), продолженных после того, как царь покинул Неджран (гл. 33–36, 38). Часть этих рассказов, повторена и в «Мученичестве Арефы». Первыми были казнены монашествующие, диакониссы, клирики, затем мужчины из знатных родов и верхов города и, наконец, женщины с их детьми.

В Наджране «были убиты 340 знатных», отказавшихся перейти в Иудаизм.

Ибн Исхак пишет:

Ду Нувас пошёл против них с его армиями и потребовал принять Иудаизм, давая им выбор между религией и смертью: они выбрали смерть. Он вырыл траншеи для них; некоторые погибли в огне, некоторых убивали мечом, пока он не уничтожил почти 20 тысяч.

Эти события нашли отражение и в Коране: «Смерть тем, кто копал общую могилу, разжег огонь, испускающий искры. Вот они сидят при нем и видят то, что творят с верующими. Они мстят им только за то, что они веруют в Аллаха, великого и достойного похвалы» (85:4–8). Впрочем сам же Пророк подобным образом убивает евреев Медины, подражая (как и во многом другом, ибо и война за веру и письма с призывами принять Иудаизм изобретены Масруком) Юсуфу Зу-Нувасу.

Табари утверждает, что царь Зу-Нувас мстил за убийство еврея в Неджране.

Также сообщают, что Юсуф требует, чтобы к нему привели «жён этих бунтовщиков», его полководец Зу Язан привёл к нему 177 пленных женщин.

Казнью руководил вышеупомянутый полководец Зу Язан.

Преследования христиан прокатились и по другим городам Йемена: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.

«Книга химьяритов» знает город Хадрамаут, в котором была сожжена церковь (гл. 29 и 30, от которых сохранились только заголовки), и 2 других города, в которых имели место преследования и казни, – «Мариб, город земли химьяритов» и, вероятно, Хаджарен, (гл. 31 и 32, от которых также сохранились только заголовки).

Юсуф Зу-Нувас направляет послов к языческому князю Мундару бар Закика («царьку всех, находящихся под властью персов, арабов») в Хирту, настаивая на том, чтобы он уничтожил христиан в своём государстве. Юсуф обещал ему за гонение дать «вёс 3 тысяч динаров». В это самое время с противоположным предложением союза в Хирту прибыли посольство Юстина I во главе с пресвитером Авраамом бар Еупорос, этнарх арабов-христиан из ирано-византийского пограничья Аггей, а в поддержку иудео-химьяритам явился несторианский епископ Сила из Персии.

Византийскому послу Аврааму удалось заключить мир с Мундаром.

Юсуф обращался в Персию предлагая и там уничтожить христиан: «Ибо пишет так называемый второй фараон к царю персов, прося его, чтобы он всех христиан тамошних уничтожил», так же «как он сам это сделал».

Несториане, упрочившее своё положение в Иране, гонимые в Византии, заняли позицию защиты интересов Ирана: Сила, епископ несториан, полемизировал с православными, «желая угодить язычникам и иудеям». Характерно, что Юсуф, полемизируя с Арефой (лидир восставших христиан Неджрана) и требуя его подчинения, упрекал его, говоря: «вы не лучше несториан, которые находятся с нами и поныне». Т.о. Масрук указывал, что они, будучи христианами, поддерживали с ним отношения, были с ним „и поныне".

Событие в Награне вызвали жажду мести у христиан. Император Юстин I побудил царя Эфиопии Эласбау отправиться войной против еврейского царя.

В послании к Элесбоа (Калебу) Юстин ставил в вину Зу-Нувасу то, что он обратился к персам и к арабам-лахмидам, предлагая последовать его, Юсуфа, примеру и поддержать направление его политики. Он просил срочно оказать помощь христианам Химьяра, выступив туда морем на кораблях или сухопутно. Со своей стороны, Юстин обещал послать множество войск, оторые он хотел направить через области коптов, Беренику, порт на Красном море, блеммиев и кочевые племена, чтобы они достигли пределов Абиссинии и прошли через неё.

Из Химьяра обращался с просьбой о помощи «благородный Аумейах», который отправился в Абиссинию и «поведал благочестивому епископу Евпрепию и Калебу, верующему царю Куша, обо всем, что сделал Масрук, распинатель, с христианами». Аумейах привёз с собой просьбу, исходящую, по-видимому, от химьяритских христиан. В доказательство злодеяний, произведенных Зу-Нувасом, эфиопам было доставлено полуобгоревшее Евангелие. Царь Абиссинии не решался выступить, не имея достаточного количества судов, за которыми обратился в Константинополь, переслав туда и обгоревшее Евангелие. Византия послала флот для поддержки эфиопских войск.

По другой традиции, химьярит Даус Зу Таалабан отправился к царю ромеев и сообщил обо всем происходившем в Химьяре. Кесарь, не имея возможности послать войска, сам обратился с соответствующей просьбой «к негусу, господину Хабеша», который и послал войско, чтобы защитить химьяритов.

Элесбоа (Калеб), отправляясь на войну против химьяритов, обещал обратиться в христианство.

У Табари использованы традиции Хишама и Ибн Исхака, опирающихся на христианскую традицию. Из их сообщений очевидно, что Эфиопия и Византия заключили соглашение для восстановления своих интересов в Химьяре. Всё это и особенно обещанная поддержка Византии побудили Калеба (Элесбоа) выступить. Часть войск прибыла в Химьяр под предводительством самого Калеба, «чтобы вести войну». Другую часть возглавлял военачальник Заунас; по прибытии «в землю химьяритов» он обратился к своим войскам с речью, содержание которой не сохранилось. Флот представлял большую силу и был необходим эфиопам для их военных действий. Корабли собрались из различных «гаваней ромейских, персидских и эфиопских и с острова Фарсан». Количество войска – 15 тысяч.

Приморский город Эфиопии, Адулис, имел гавань, о которой сообщает тот же источник. «Все корабли собрал Элесбоа в некой гавани Габазе в пределах города Адулиса приморского и приказал вытащить их на землю».

18 мая 525, в «праздник» Троицы, эфиопы – 17 тысяч воинов и 70 кораблей – вновь вторглись в Йемен. Негров поддержала восставшая йеменская знать, возглавляемая йазанийским кайлой Сумайфом Ашвой.

Сообщается, что часть кораблей потерпела крушение, возможно их потопили химьяриты?

Войска высадились, видимо, в 2-х местах берега Химьяра; Юсуф попытался уничтожить десант, бой разгорелся ещё в море т.к. эфиопским воинам, чтобы пристать к берегу, пришлось с кораблей пересаживаться в лодки, этим моментом и воспользовались войска Масрука, стремясь не допустить лодки к берегу. Когда основные силы пересаживались в лодки конные химьяриты во главе с Юсуфом попытались высадке помешать, но Юсуфа предали подданные неевреи, он был разбит и погиб в бою (не желая позора плена, он покончил с собой, бросившись со скалы в море).

Хишам (у Табари) сохранил интересную подробность: на попытку Зу-Нуваса объединить и поднять на борьбу химьяритских „князей", для чего он им написал, они ответили ему отказом в помощи. Это повторяет и другая традиция, гласящая, что Зу-Нувас собрал при приближении эфиопских войск химьяритов и подчиненные ему роды и племена Йемена. Они собрались к нему, но среди них был разброд и развал, что не могло способствовать успешным военным действиям.

Царь Калеб двинулся после победы в морском сражении далее, к столице Химьяра, куда его повел «родственник царя химьяритов», убедившийся, что уже никакое сопротивление не возможно, и перешедший на сторону эфиопов. Калеб достиг Тафара, «захватил его, и цариц, и множество имущества».

Войска около 7 месяцев оставались «в земле химьяритов», где они «убивали и грабили, как хотели». Они делали это в столице, в городе Неджране и «во всех прочих городах». Они захватили с собой много пленных химьяритов, среди которых было 50 человек знати царского рода или «из семени царского».

Калеб приказал химьяритам креститься, «в городах и областях» были восстановлены церкви, был поставлен клир.

Город Тафар / Зафар с царицей и казной достался антисемитам. Эфиопы зверски истребили евреев Южной Аравии и разрушили синагоги. Прокопий Кесарийский сообщает, что после победы Калеб поставил «над этим народом» другого царя, христианина, «родом химьярита», по имени Сумайфа (Эсимфей).

В 1931 на юге Аравийского полуострова, к юго-востоку от города Сана, была открыта гробница, в которой, по мнению учёных, похоронен герой, великий царь Юсуф Зу-Нувас.

Примечания[править | править код]

  1. Царство, расположенное на территории современного Йемена

Ссылки[править | править код]