Григорий Григорьевич Гагарин

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Гагарин Григорий Григорьевич (18101893) — русский художник, сын Г.И. Гагарин и Е.П. Соймоновой.

Биография[править | править код]

Александрийская колонна в лесах, 1832—1833

Сын российского посла в Италии Григорий Гагарин получил, как это было заведено в высших кругах российского общества, приличное европейское образование. Рано пробудившиеся наклонности к рисованию развивал самостоятельными занятиями и уроками у пенсионеров Императорской Академии художеств, среди которых особое влияние на начинающего художника оказали советы пребывающего в Италии К. Брюллова.

Благовещение Пресвятой Богородицы

После непродолжительной дипломатической службы Г. Гагарин в 1839 году возвращается в Россию. Любителям живописи известны его акварели, графические работы (широкую известность приносят ему вышедшие в 1845 году иллюстрации к повести писателя В.А. Соллогуба Тарантас).

Крещение Христово

Поездка Г. Гагарина в 1840 году на Кавказ (вслед за М. Лермонтовым, с которым у него установились дружеские отношения) оказалась чрезвычайно важной для молодого художника. Он делает много зарисовок, набросков и картин природы Кавказа, сражений русской армии с горцами, портреты своих друзей и однополчан (за участие в боевых действиях Г. Гагарин награжден орденом). С конца сороковых живет в Тифлисе, где ведет активную творческую жизнь. Под его руководством и по его проекту в городе строится театр, реставрируются фрески в соборах, по его чертежам строятся церкви и храмы в городах Грузии и Северного Кавказа, он занимается исследованиями по византийско-русскому стилю в искусстве.

Добрый пастырь

С пятидесятых годов живет и трудится в Петербурге. Пишет картины, готовит к изданию свои труды, занимается росписью церквей. В 1859 году назначается вице-президентом Академии художеств, много усилий прикладывает для совершенствования в ней обучения.

Армянка

Многосторонняя деятельность не позволила Г.Г. Гагарину сосредоточиться лишь на живописи, хотя в отношении нее талантом и работоспособностью он был наделен в полной мере. Именно поэтому многие любители откроют для себя новое имя, оставившее свой след в великом русском искусстве XIX века.

Проповедь Магомета, 1840—1850-е

Ссылки[править | править код]

http://web.archive.org/web/20070208102142/http://lj.rossia.org/users/john_petrov/680833.html

При написании этой статьи использована книга «1000 русских художников» издательства «Белый Город».