Иуда Ибн-Эзра

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Иуда Ибн-Эзра — выдающийся государственный и еврейский общественный деятель 12 в., которого можно поставить наряду с Ибн-Шапрутом и Ибн-Нагделой.

Иуда Ибн-Эзра был сыном Иосифа, одного из братьев поэта Моисея ибн-Эзры, и внуком Якова, который при Ибн-Нагделе был на государственной службе в Гранаде.

Ещё в молодые годы Иуда Ибн-Эзра снискал полное доверие кастильского короля Альфонса VII (1126—57). Он отличился в войне с маврами и завладел сильной пограничной крепостью Калатравой (1146 год). Альфонс назначил его комендантом крепости и пожаловал ему княжеский титул (Nasi).

Это было время кровавых преследований евреев фанатическими Алмогадами. Андалузские еврейские общины были уничтожены. Многие евреи бежали в христианскую Кастилию, где Иуда Ибн-Эзра являлся для них ангелом-спасителем. Он жертвовал весьма большие суммы на выкуп пленных и на то, чтобы одевать нагих и кормить голодных.

Тогда-то Толедо населили евреи-беженцы. Ибн-Мигаш открыл здесь талмудическую академию и вскоре Толедо стал центром еврейской культурной жизни.

Всё это происходило несомненно при участии Иуды Ибн-Эзры, к которому король Альфонс относился с возраставшим доброжелательством. Альфонс назначил (1149 год) его своим ближайшим министром.

Иуда Ибн-Эзра в своей приверженности к традиционному еврейству и вражде к караимам, усилившимся тогда в Испании, испросил даже у Альфонса свободу действия в преследовании караимов. В чём состояло последнее, неизвестно; по-видимому, караимы вытеснялись из тех городов, где жили раббаниты.

Преследование караимов единственное черное пятно на светлой личности Иуды Ибн-Эзры. Впрочем, после его смерти они снова усилились в Испании.

См. также Сефарды, юдократия.

Литература[править | править код]

Grätz, Gesch. VІ, 150 со ссылками на главный первоисточник Sеfer ha-Kabbalas Ибн-Дауда.